Новые игроки на рынке электромобилей: на кого поставить?

Краткое содержание:

  • Аналитики считают, что автомобильные компании Rivian, Lucid Motors и Fisker будут важными игроками на рынке электромобилей в ближайшие годы.
  • Возможно, все три компании быстрее выведут свои электромобили на массовый рынок, чем традиционные автопроизводители.
  • Ожидается, что автомобили Rivian и Lucid появятся на дороге в конце этого года, а производство машин Fisker запланировано на конец 2022 г.
  • Rivian заключила сделку по производству фургонов доставки для компании Amazon, причем первые поставки должны быть осуществлены в конце 2021-начале 2022 гг.
  • Первый автомобиль Lucid — Lucid Air — не уступает по техническим характеристикам Tesla Model S, а Fisker позиционирует Ocean как самый экологичный автомобиль в мире.
  • Позиции Fisker взлетели после подписания сделки с Foxconn.
  • Lucid Motors выходит на биржу, объединяясь с Churchill Capital IV Corp.
     

По мнению ряда аналитиков, в том числе Гарретта Нельсона из CFRA Research, в ближайшие годы на рынке электромобилей появятся три важных игрока, которые смогут заметно потеснить традиционных производителей в данном секторе, в первую очередь — Tesla.

В последней компании, если вы следите за ее развитием, сегодня и без этого достаточно проблем, поэтому новые конкуренты для нее — еще один сложный фактор, который придется учитывать, разрабатывая свои стратегии. Возможно, инвесторам стоит присмотреться к другим компаниям, в частности — Lucid Motors, Fisker и Rivian.

Lucid Motors
Lucid Motors — производитель электромобилей, появившийся в Ньюарке (Калифорния, США) в 2007 году. Сегодня он наиболее известен седаном премиум-класса Lucid Air, который был представлен в 2016 году. В последнее время аналитиков привлекают сообщения о сделке Lucid Motors с компанией Churchill Capital IV.

Цель соглашения — выйти на биржу без IPO. Для этого производителю электромобилей придется объединиться с другим предприятием, которое уже включило свои ценные бумаги в биржевой список. Есть компании, которые специально для этого и создаются. Они называются SPAC (special purpose acquisition company). Одной из них и является Churchill Capital IV Corp.

Стоимость объединенного предприятия оценивается в 24 млрд долларов. SPAC вложит в сделку $2,1 млрд, полученных при IPO, и $2,5 млрд частного капитала после покупки акций инвесторами дешевле рыночной цены (PIPE). В сделке должны принять участие инвестиционные фонды, в том числе из Саудовской Аравии, с которой Lucid сотрудничает не первый год.

Замечу, что сделка еще не заключена, а акции Churchill Capital (CCIV) после сообщений СМИ уже взлетели на 19%. Всего после начала разговоров о слиянии компании ценные бумаги CCIV поднялись более чем на 425%. Впоследствии они немного сдали и потеряли 34%, но остаются на уровне 35,75$, хотя еще в прошлом году стоили не больше 10$.

Казалось бы, самое время вкладываться, однако есть и большой риск. Если объединение так и не произойдет, цены снова упадут, причем еще ниже того уровня, который был максимальным в прошлые годы. Однако в пользу оптимистичного сценария говорят большие планы Lucid Motors на 2021 год, а также общая ситуация, которая сложилась в мире и США на рынке электромобилей.

Руководитель Lucid Питер Роулинсон делает ставку, если говорить конкретно об электромобилях, на Lucid Air. По его мнению, необходимо, чтобы его электрокар стал самым лучшим в мире. Для этого компания собирается вывести его на совершенно иной уровень. Технология двигателя Air, предназначенная для упомянутого ранее седана премиум-класса, будет использована для питания более дешевых электрокаров.

В ближайшие 5 лет Роулинсон запланировал продать сотни тысяч таких машин по 40 тыс. долларов за штуку. Кроме того, он намерен помочь крупным производителям выпускать электромобили массового по 25 тыс. долларов. Роулинсон хочет делать свои авто в Саудовской Аравии, чей фонд владеет ⅔ компании Lucid.

Напомню, что Питер Роулинсон раньше работал в Tesla и возглавлял работу над машиной Tesla Model S. Сегодня он прямой конкурент своего бывшего начальника Илона Маска. Проблема в том, что Lucid пока работает только в премиальном сегменте. Понятно, что компании пора выходить на массовый рынок.

Кстати, первые поставки в Северной Америке намечены на вторую половину 2021 г. Производство стартапа будет локализовано в Аризоне. В следующем году планируется поставить на рынок 20 тыс., а к 2026 году — 250 тыс. электрокаров. Начальная цена составит $77 тыс.

Развитие сегмента подстегивает американское правительство. Новый президент США Джо Байден уже подписал указ, согласно которому федеральные органы исполнительной власти должны пересесть на электромобили. Придется заменить сотни тысяч легковых и грузовых авто, составляющих ведомственный автопарк США. Для электрокаров построят несколько тысяч новых зарядных станций, а для покупки электромобилей восстановят федеральные налоговые льготы, срок действия которых истек при Трампе.

Как сообщает Reuters, инвесторы все больше вкладываются в сектор электрокаров. Причем этот рынок стимулируется не только со стороны американского президента. Не стоит забывать и про экологические тренды. Ужесточение требований к выборам вредных газов в Европе и других странах мотивирует многие автомобильные компании внимательнее присмотреться к рынку электромобилей. Вместе с ними это будут делать и инвесторы.

К слову, Lucid — не единственный игрок, который планирует выйти на биржу. Еще в прошлом году листинг через SPAC провела компания Fisker. О ней и поговорим дальше.

Fisker
О компании Fisker — американском производителе электромобилей из Лос-Анджелеса — стали говорить чаще после ее выхода на биржу. Причем она тоже пожелала сделать это не через IPO, а с помощью сторонней компании, которая уже разместила свои бумаги на биржевом рынке. История началась летом прошлого года. Заявив о слиянии, Fisker тем самым сообщила, что намерена стать серьезным конкурентом Tesla.

Чтобы попасть на биржу, выбор пал на техническую компанию Spartan Energy Acquisition (SPAQ). Стороны договорились о заключении сделки на сумму $2,9 млрд. После сообщения о слиянии акции SPAQ подскочили на 55%, а капитализация компании перевалила за 1 млрд долларов.

Главная цель Fisker в данном случае — вывести на рынок свой электрический кроссовер Fisker Ocean, который является первым в мире электрокаром с солнечными батареями во всю длину крыши. Выпуск намечен на 2022 год.

Последние новости о компании Fisker связаны с подписанием соглашения с тайваньским производителем электроники Foxconn. Электромобили первой будут выпущены на базе второго предприятия в последнем квартале 2023 года.

Детали пока не разглашаются. Известно, что приоритетными станут рынки США, Канады, ЕС, Китая и Индии. Благодаря этой сделке получится не только расширить производство, но и сократить время на запуск новой модели с 4 до 2 лет. В дальнейшем Fisker и Foxconn будут производить порядка 250 тыс. машин в год.

После заключения соглашения акции Fisker (FSR) поднялись на 37%. Сегодня они стоят 28,50$. Еще полгода назад стоимость их не превышала 15-17$, лишь в ноябре поднявшись до 20$. Сделку закроют во втором квартале 2021 года.

Rivian
Компания Rivian из Мичигана создана в 2009 году, но до последнего времени о ней мало кто слышал. Причем такая политика была целенаправленной. Основатель предприятия Роберт Джозеф решил сначала все приготовить, а уже потом заявить о себе публично. В 2021 году Rivian усилит тренд, связанный с выходом компаний электромобилей на биржу через SPAC. Данная инициатива запланирована на сентябрь.

Оценка компании может составит порядка 50 млрд долларов. Это будет еще один конкурент мировому лидеру в сегменте, то есть Tesla. Правда, аналитики считают, что сроки могут измениться и сделка, возможно, сдвинется на начало 2022 года. Главное — такая цель у компании есть, а это уже может говорить о многом с тем учетом, что рынок электрокаров будет стремительно расти.

Сегодня Rivian занимается созданием электропикапов и грузовиков. Причем сотрудничает она с двумя очень серьезными предприятиями — Amazon и Ford. Стартап Rivian смог привлечь от первого инвестора 8 млрд, а от второго — 500 млн долларов. В январе 2021 году были привлечены еще $2,65 млрд, в результате чего компания стала оцениваться в $27,6 млрд. 

С учетом оценки 50 млрд долларов выход Rivian на биржу может стать одним из крупнейших листингов среди поставщиков электрокаров с момента появления на биржевом рынке компании Tesla.

Карты Rivian немного спутала пандемия. Во второй половине 2020 года предприятие начало производство первых грузовиков для Amazon. Однако из-за коронавируса поставки пришлось отложить. Вероятно, они возобновятся летом этого года.

До 2030 года компания произведет для Amazon 100 тыс. электрических фургонов, которые будут заниматься доставкой товаров. Первые 10 тыс. машин поставят в 2022 году. Rivian собирается построить три модели таких фургонов. Они смогут проезжать без подзарядки порядка 240 км.

Рынок
Выход на биржу новых игроков, минуя IPO, является важной тенденцией, которую мировым производителям электрокаров придется учитывать в будущем. Причем перечисленные компании (и еще несколько других, например, Nikola, Lordstown Motors или Arrival) — это лишь один из секторов рынка. Есть и традиционные производители автомобилей, которые расширят свои ассортименты электрокарами.

По оценкам специалистов, мировые продажи электромобилей в 2021 г. вырастут примерно на 36%. Всего будет продано более 3 млн машин. Главными рынками станут Европа и Китай. Последний уже является крупнейшим в мире, а второй подкрепляется трендом экологической безопасности. Если говорить о США, то здесь тоже ожидается рост продаж, в том числе благодаря новому указу Байдена.

Неудивительно, что внимание инвесторов приковано к этому сектору рынка. Возможно, сейчас самое время присмотреться к менее известным, но перспективным компаниям, которые только вышли на биржу или планируют заявить о себе публично.